Цифровизация управления жизненным циклом внутреннего регионального туристского продукта на основе технологии блокчейн

грант Российского научного фонда, проект № 22-28-20524

Руководитель проекта: Гамидуллаева Л.А., доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Маркетинг, коммерция и сфера обслуживания»

Коллектив исполнителей: Васин С.М., Зинченко С.В., Белоградова О.А.

Проект актуален в период обострения неопределенности и необходимости теоретического переосмысления феномена туризма в обществе, когда происходят геополитические потрясения и снижение международной безопасности. В этих условиях требуется разработка комплексного научно-методического подхода к моделированию и проектированию систем мониторинга и управления туристскими продуктами, объектами и процессами на основе технологий блокчейн в целях максимизации вклада туристической отрасли в социально-экономическое развитие регионов.

Научная новизна проекта состоит в создании нового научно-методического подхода к моделированию и проектированию систем для мониторинга и управления распределенными объектами и процессами в целях оптимизации управления на всех этапах жизненного цикла регионального туристского продукта. Это позволит устранить разрывы между этапами жизненного цикла (проектирование, планирование, продвижение и коммерческая реализация, реализация на местности, оптимизация), обеспечить контроль жизненных циклов всей туристской продукции и регулирование процессов изменения формы и продолжительности жизненного цикла каждого отдельного продукта на всех стадиях в целях рационального использования туристско-рекреационных ресурсов региона. Результаты исследования создают методологическую и практическую основу для создания новых технологий искусственного интеллекта, что соответствует национальным интересам РФ, а также соответствует приоритетному направлению Стратегии научно-технологического развития РФ до 2035 г. «Переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта».

Цель проекта: оптимизация управления жизненным циклом туристского продукта региона с использованием многоагентных моделей, технологий цифровых двойников и блокчейн, что вносит вклад в формирование научных основ рационального использования туристско-рекреационных ресурсов региона.

Задачи проекта:
1. Исследовать особенности и ограничения планирования туристической отрасли и разработать основные положения концепции управления жизненным циклом внутренних региональных туристских продуктов. Провести анализ подходов к цифровизации отрасли с использованием технологий искусственного интеллекта.
2. Разработать модель управления туристским продуктом в регионе с использованием технологии цифровых двойников туристов.
3. Синтезировать модель данных, необходимых для идентификации туристских продуктов и цифровых двойников туристов, и разработать распределенную структуру базы данных туристских продуктов и цифровых двойников туристов.
4. Разработать модели описания туристских продуктов для управления ими и набор критериев для оценки их оптимальности.
5. Разработать методику сбора данных для интеллектуальной статистической обработки с целью идентификации параметров модели и атрибутов цифровых двойников туристов.
6. Разработать методику представления и кластеризации цифровых двойников туристических профилей с нечеткими формулировками индивидуальных предпочтений.
7. Разработать методику представления и кластеризации туристских продуктов.
8. Разработать методику синтеза регионального туристского продукта согласно предпочтениям пользователей и управления его жизненным циклом.

9. Разработать концепцию построения региональной цифровой кросс-отраслевой платформы (цифровой туристской экосистемы).
10. Разработать формализованное виртуальное представление пользователей туристских продуктов в информационной среде рекомендательной системы для анализа их индивидуальных и групповых предпочтений в сравнении с другими пользователями, а также для навигации в процессе реализации выбранного туристического маршрута.
11. Сформировать объектно-ориентированную модель процесса управления туристскими продуктами с учетом физических, временных, пространственных и финансовых ограничений пользователей. Определить структуру и состав рекомендательной системы для основных категорий пользователей, участвующих в эксплуатации туристских продуктов (акторы).
12. Провести моделирование и пробную эксплуатацию прототипа рекомендательной системы в виде клиент-серверной платформы.
13. Разработать основную профессиональную образовательную программу магистратуры «Цифровые технологии в управлении туристической отраслью».

14. Сформировать дорожную карту программы развития туристической отрасли Пензенской области и разработать конкретные предложения по доработке Стратегии развития туризма в Пензенской области до 2035 года.

Ожидаемые результаты проекта

1. Исследование особенностей и ограничений планирования туристической отрасли и разработка основных положений концепции цифровой трансформации управления жизненным циклом внутренних региональных туристских продуктов, включая основные принципы и критерии оценки эффективности на основе системы ключевых показателей эффективности (KPI).

2. Разработка концепций и комплекса программно-инструментальных средств создания региональной цифровой кросс-отраслевой платформы (цифровой туристской экосистемы), объединяющей всех заинтересованных лиц, включая органы государственной власти и представителей бизнеса из различных отраслей. Разработка платформы основана на технологии блокчейн, что обеспечит повышение прозрачности жизненного цикла реализации турпродукта, снижение трансакционных издержек в целом в туриндустрии и способствовать росту добавленной стоимости в других связанных отраслях экономики (транспорт, общественное питание, рекреационные услуги и др.), а также повышению безопасности туристских маршрутов и их привлекательности для клиентов.

3. Разработка модели поддержки принятия решений в управлении жизненным циклом регионального туристского продукта, реализованного в виде цифрового двойника, и концепции мобильного приложения, позволяющего конечным пользователям в режиме онлайн инициировать создание индивидуального туристского продукта без вмешательства посреднических организаций, согласно их индивидуальным предпочтениям и с использованием цифровой платформы туристской экосистемы.

4. Формирование дорожной карты программы развития туристической отрасли Пензенской области и разработка конкретных предложений по доработке Стратегии развития туризма в Пензенской области до 2035 года.

Достигнутые результаты проекта.
Проведено исследование особенностей и ограничений планирования туристической отрасли и разработаны основные положения концепции управления жизненным циклом внутренних региональных туристских продуктов. Проведен анализ подходов к цифровизации отрасли с использованием технологий искусственного интеллекта. Разработана модель и выполнено моделирование бизнес-процессов, связанных с управлением ТП в условиях цифровой трансформации. Приведены данные о бизнес-процессах для ТП различного типа и на различных этапах эксплуатации. Разработана концепция «Интеллектуальный турпродукт» и модель управления ТП в регионе с использованием цифровых двойников-аватаров туристов. Синтезирована модель данных, необходимых для идентификации ТП и цифровых аватаров туристов и разработана распределенная структура базы данных ТП и аватаров. Разработаны модели описания туристских продуктов для управления ими и набор критериев для оценки их оптимальности. Разработана методика сбора данных для интеллектуальной статистической обработки с целью идентификации параметров модели и атрибутов аватаров. Разработана методика представления и кластеризации цифровых аватаров туристических профилей с нечеткими формулировками туристических предпочтений. Разработана методика представления и кластеризации ТП. Разработана методика синтеза регионального ТП согласно предпочтениям пользователей и управления его жизненным циклом.

Разработана концепция создания региональной цифровой кросс-отраслевой платформы (цифровой туристской экосистемы).

Область применения. Выводы и научные положения, полученные в результате выполнения проекта, могут послужить основой дальнейшего развития нового направления научных исследований, посвященного разработке технологий моделирования и проектирования киберфизических и киберсоциальных систем на основе блокчейн для решения задач интеллектуального мониторинга и управления жизненным циклом объектов и отраслей экономики.

Дата создания: 10.02.2023 11:59
Дата обновления: 10.02.2023 13:14