Социально-средовая, социально-педагогическая и социально-психологическая реабилитация детей-инвалидов с психическими расстройствами и расстройствами поведения

Государственное задание РФ №FSGE-2023-0006

Руководитель проекта:

Симакова О.С., кандидат педагогических наук, начальник Управления комплексного развития инклюзивного образования ПГУ.

Тычков А.Ю., доктор технических наук, заведующий кафедрой "Радиотехника и радиоэлектронные системы"

 

В настоящее время в России проблема социально-средовой, социально-педагогичнеской и социально-психологической реабилитации детей-инвалидов с психическими расстройствами и расстройствами поведения имеет все большее значение. Необходимо создание комплексного научно-технического решения по реабилитации детей-инвалидов с использованием достижений информационных технологий и цифровых интеллектуальных систем, применение "сквозных" технологий на стыке виртуальной реальности и персонифицированной медицины.

Виртуальная реальность, как результат развития информационных технологий находит все большее применение в сферах медицины при разработке анатомических и диагностических симуляторов, для тренировки первичных навыков в области психиатрии для развития когнитивных функций, лечения фобий и посттравматических состояний. 

Современные методы реабилитации и абилитации детей-инвалидов обладают высокой эффективностью, и позволят в значительной степени компенсировать негативные последствия инвалидизации, нейропатогенных и других патологических процессов. Однако реабилитационные мероприятия, являющиеся неотъемлемой частью лечебного процесса, до настоящего времени основаны на технологиях, не предполагающих применение современных цифровых и интеллектуальных систем.

Цель проекта:

Научное исследование направлено на создание комплексного научно-технологического решения по реабилитации детей-инвалидов с использованием достижений информационных технологий и цифровых интеллектуальных систем, с применением „сквозных” технологий на стыке виртуальной реальности и персонифицированной медицины. В том числе через создание центров дневного пребывания. Предлагаемый Центр путём формирования доступной среды, необходимой для восстановления и компенсации временных (постоянных) нарушений здоровья, будет обеспечивать автономность человека, повысит качество жизни, социальной и других видов активности инвалидов, а также лиц с временными или постоянными ограничениями здоровья.

 

Задачи проекта:

1. Теоретическая интерпретация понятий социально-средовой, социально-педагогической и социально-психологической реабилитации детей-инвалидов с психическими расстройствами и расстройствами поведения

2. Обоснование методологического подхода к анализу патогенетических механизмов психических заболеваний и эпигенетического влияния социально-средовых факторов на течение заболевания

3. Обоснование выборки для анализа патогенетических механизмов психических заболеваний и эпигенетического влияния социально-средовых факторов на течение заболевания.

4. Проведение измерительных процедур патогенетических механизмов психических заболеваний и эпигенетического влияния социально-средовых факторов на течение заболевания

5. Выявление наиболее существенных отклонений в процессе социального развития ребенка-инвалида и обусловленных ими основных направлений реабилитационной деятельности

6. Определение социально-психологических условий эффективной реабилитации инвалидов в условиях обучения в системе общего образования.

7. Обоснование методологического подхода к отбору мероприятий социальной и педагогической поддержки инвалидов школьного возраста в системе общего образования.

8. Определение концептуальных положений социально-средовой, социально-педагогической и социально-психологической реабилитации детей-инвалидов с психическими расстройствами и расстройствами поведения на основе полученных данных.

 

Достигнутые результаты проекта:

В 2023 году Управлением комплексного развития инклюзивного образования ПГУ выигран конкурс на выполнение госзадания по развитию в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов. Кроме того, организована новая научно-исследовательская лаборатория «Ресурсное обеспечение системы комплексной реабилитации детей-инвалидов с психическими расстройствами».

Фундаментальное научное исследование рассчитано на три года. Создаваемая комплексная система реабилитации людей с ментальными нарушениями будет апробирована в пяти субъектах России: Пензенской, Московской, Нижегородской, Ленинградской областях и в Татарстане. После модель будет растиражирована как типовая по всей территории России.

В настоящее время между Пензенским государственным университетом и Министерством труда, социальной защиты и демографии Пензенской области заключено соглашение. Министерство предоставляет экспериментальную площадку, на которой силами ученых ПГУ будет создаваться модельный Центр дневного пребывания людей с ментальными нарушениями (там в основном и будет проходить апробация системы).

Работа ведется одновременно в нескольких направлениях: медицинском, психолого-педагогическом, социально-реабилитационном и инженерно-прикладном. Первое реализуют представители Медицинского института ПГУ. Они разрабатывают современные методы реабилитации, обладающие высокой эффективностью и позволяющие в значительной степени компенсировать негативные последствия нейропатогенных и других патологических процессов. Второе — сотрудники управления КРИО. А третье — научный коллектив Политехнического института и Научно-исследовательского института фундаментальных исследований, которые уже имели наработки в области использования виртуальной реальности и способов интеллектуальной обработки физиологических сигналов для исследования поведения человека в условиях иммерсивной среды.

 

Дата создания: 02.02.2023 10:33
Дата обновления: 13.06.2024 10:21