Этап № 3. Резюме проекта

Резюме проекта, выполненного в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно- технологического комплекса России на 2014 – 2020 годы»  по этапу № 3

Номер Соглашения о предоставлении субсидии: 14.574.21.0045

Тема: «Единая базовая платформа управления наземной инфраструктурой ракетно-космической техники»

Приоритетное направление: Транспортные и космические системы

Критическая технология: Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения

Период выполнения: 19.06.2014 - 31.12.2015

Плановое финансирование проекта: 10.52 млн. руб.

Бюджетные средства        9.40 млн. руб.,

Внебюджетные средства  1.12 млн. руб.

Получатель: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Пензенский государственный университет"

Индустриальный партнер: Закрытое Акционерное Общество "НИИФИ и ВТ"

Ключевые слова: базовая платформа управления, ракетно-космическая техника, заправка, математическая модель, имитационная модель, система рекуррентных канонических уравнений.

1. Цель проекта

1.1 Реализация проекта направлена на решение проблемы создания единой базовой платформы управления наземной инфраструктурой ракетно-космической техники, которое обеспечит работу широкой номенклатуры технических, технологических и вспомогательных систем с использованием унифицированных и масштабируемых отечественных аппаратно-программных комплексов, что позволит снизить временные и материальные затраты на разработку, производство и эксплуатацию РКК.

1.2 Целью реализуемого проекта является разработка унифицированных аппаратно-программных средств управления наземной инфраструктурой существующих, модернизируемых и перспективных систем ракетно-космической техники.

1.3 Реализация проекта позволит снизить временные и материальные затраты на разработку, производство и эксплуатацию ракетно-космических комплексов.

2. Основные результаты проекта

На первом этапе ПНИ:

2.1 Способ формализованного описания объектов наземной инфраструктуры РКТ.

2.2 Информационная модель базы знаний не реляционного типа, позволяющей каталогизировать данные об элементах объектов технологической инфраструктуры РКТ

2.3 Архитектура аппаратных средств управления наземной инфраструктурой РКТ, основанная на модульно-блочном принципе.

На втором этапе ПНИ:

2.4 Способ формализованного описания алгоритмов управления наземной инфраструктурой РКТ.

2.5 Апробация способа описания алгоритмов управления объектов наземной инфраструктуры РКТ.

2.6 Обоснование состава аппаратных средств объективного контроля системы управления объектами наземной инфраструктуры РКТ.

2.7 Демонстрационный образец инструментальной программной системы генерации функционального программного обеспечения управления наземной инфраструктурой РКТ.

2.8 Демонстрационный образец программной среды исполнения алгоритмов управления наземной инфраструктурой РКТ.

2.9 Состав и технические характеристики набора унифицированных модулей и блоков управления наземной инфраструктурой РКТ и их конструктивное исполнение.

2.10 Комплект эксплуатационно-конструкторской документация на унифицированные модули и блок управления.

2.11 Состава макета блока системы управления наземной инфраструктурой РКТ.

2.12 Комплект эксплуатационно-конструкторской документация на макета блока системы управления.

На третьем этапе ПНИ:

3.1 Методика верификации программного обеспечения системы управления наземной инфраструктурой РКТ.

3.2 Апробация методики верификации программного обеспечения системы управления наземной инфраструктурой РКТ.

3.3 Комплекс мероприятий и методов экспертной оценки объективного контроля системы управления объектами наземной инфраструктуры РКТ.

3.4 Макета блока системы управления наземной инфраструктурой РКТ.

3.5 Программы и методики испытаний макета блока системы управления наземной инфраструктурой РКТ

3.6 Испытания макета блока системы управления наземной инфраструктурой РКТ.

3.7 Обобщение и выводы по результатам ПНИ.

3.8 Технико-экономическая оценка результатов ПНИ, предложения и рекомендации индустриальному партнеру по использованию разработанных унифицированных аппаратно-программных средств управления наземной инфраструктурой систем ракетно-космической техники.

3.9 Проект ТЗ на проведение ОКР.

 

– Разработана информационная модель базы знаний не реляционного типа, позволяющей каталогизировать данные об элементах объектов технологической инфраструктуры РТК (датчики, клапаны, насосы, расходомеры и другое оборудование отечественного производства). База знаний является уникальной для России и обеспечивает наполнение, хранение, поиск и отображение информации о ТТХ элементов, их информационных моделях, а также сведения о драйверах, обслуживающих эти элементы.

– Разработана архитектура аппаратных средств управления наземной инфраструктурой РКТ, основанной на модульно-блочном принципе и стандартизированных протоколах межблочного взаимодействия с резервными шинами обмена. В качестве элементной база выбрана продукция отечественной фирмы «Миландр».

– Способ формализованного описания алгоритмов управления наземной инфраструктурой реализуется в виде базы знаний, позволяющей унифицировать взаимодействие системы управления объектами наземной инфраструктуры РКК с различными классами элементов, приведёнными в ранее разработанном каталоге элементов сбора информации о состоянии технологического оборудования.

– Апробация способа описания алгоритмов управления объектов наземной инфраструктуры РКК выполнена на примере системы управления заправкой ракеты с использованием автоцистерны-заправщик ракетным топливом. Для этого разработаны:

а)    описания на языках SFC и FBD  как  собственно алгоритма управления заправкой, так и алгоритма «подыгрыша», задающего работу имитатора объектов управления,  который необходим для отладки и верификации ПО, реализующего разрабатываемый алгоритм управления.

б)     методика трансляции описаний алгоритмов на языках SFC и FBD в  программы на
языке C.

– Обоснование состава аппаратных средств объективного контроля системы управления объектами наземной инфраструктуры РКТ  на базе защищенного  ноутбука. Среди рассмотренных аппаратных средств наиболее оптимальными вариантами средства для проведения контроля системы управления объектами управления и документирования информации наземной инфраструктуры ракетно-космической техники являются защищённые ноутбуки TS Strong@Master 7020T серии GM45 производства НПО «Техника-Сервис» и ПЭВМ ЕС-1866 производства ОАО «НИЦЭВТ». По своим техническим характеристикам они наиболее соответствуют заданным критериям.

– Демонстрационный образец инструментальной программной системы генерации функционального программного обеспечения управления наземной инфраструктурой РКТ включает:

а)   программы преобразования алгоритма функционирования автоматизированных систем управления технологическим процессом, разработанной с использованием графических языков стандарта МЭК 61131-3 SFC и FBD, в набор фрагментов исходного кода на языке С, предназначенных для формирования программ для вычислительных узлов распределённой системы управления;

б)    конфигуратора структуры системы управления РКК, который обеспечивает автоматизацию и визуализацию процесса выборки информации из базы данных о объектами наземной инфраструктуры РКК и настройки соединения устройств и модулей систем управления.

– Демонстрационный образец программной среды исполнения алгоритмов управления наземной инфраструктурой РКК включает:

а)  версии, функционирующей на аппаратных средствах управления наземной инфраструктуры РКК (микрокотроллерах);

б) версии, интегрированной с инструментальной программной системы генерации функционального программного обеспечения, функционирующей на ПЭВМ.

- Блок управления предполагается построить на базе унифицированных конструктивов стандарта Евромеханика 19" с высотой модулей 3U. Конструкция блока управления представляет из себя каркас, в который устанавливается кросс-плата с разъёмами для установки необходимого набора модулей. Предусмотрено 2 типа каркасов: а) каркас для размещения 11 модулей (ДхШхВ = 324 мм х276 мм х159 мм); б) каркас для размещения 21 модуля (ДхШхВ = 524 мм х 376 мм х159 мм). Каждый тип каркаса имеет два исполнения: настольное и для монтажа в стойку. – Эскизная конструкторская документация унифицированных модулей и блоков управления наземной инфраструктурой РКТ включает. а) эскиз габаритного чертежа модуля АСТК.0151УФВК.469555.084 ГЧ; б) эскиз габаритного чертежа модуля АСТК.0152 УФВК.469555.085 ГЧ; в) эскиз габаритного чертежа модуля АСТК.0160 УФВК.469555.087 ГЧ; г)эскиз габаритного чертежа модуля АСТК.0163 УФВК.469555.088 ГЧ; д) эскиз габаритного чертежа блока УФВК.13.Э001 ГЧ; е) эскиз схем расположения модулей в блоках УФВК.13.Э001 Э7. – Макет блока управления предназначен для отработки схемотехнических и программных решений для построения систем управления наземной инфраструктурой РКТ. Основой макета является вновь изготовленный каркас по документации УФВК.469531.004 и следующих сборочных единиц: а) планка УФВК.301251.012 7 шт. б) модуль центрального процессора АСТК.0151 УФВК.469555.084 1 шт. в) интерфейсный модуль АСТК.0152УФВК.469555.085 1 шт. г) модуль дискретного ввода-вывода 32 канала АСТК.0160 УФВК.469555.087 1 шт. д) модуль 8-канального силового выхода 30 В 2 А АСТК.0163 УФВК.469555.088 1 шт. е) кросс-плата АСТК.0123 УФВК.469555.059 1 шт. ж) провод заземления АСТК.К101 УФВК.685613.002 2 шт. и деталей. Модули оснащаются микроконтроллером из серии 1986, который является прототипом серии ARM. Межмодульное взаимодействие переводится на интерфейс CAN, а система электропитания выполняется распределённой. – Эскизная конструкторская документация макета блока системы управления наземной инфраструктуры РКТ УФВК.13-Э001: а)сборочный чертёж блока УФВК.13.Э001 СБ; б) спецификация УФВК.13.Э001; в) чертежи деталей. - Методика верификации программного обеспечения системы управления наземной инфраструктурой РКТ реализует возможность влиять на систему подыгрыша, посредством зеркально отраженных элементов управления. Также имеется возможность переключать режимы подыгрыша (автоматический или ручной) и устанавливать значения элементов ввода информации в ручном режиме. - Комплекс мероприятий и методов экспертной оценки объективного контроля системы управления объектами наземной инфраструктуры РКТ позволяет автоматизировать процессы обработки и дешифрирования задокументированной информации при выполнении объективного контроля функционирования технологических объектов наземной инфраструктуры ракетно-космической техники. Отличительной особенностью приведенных методов является возможность применения в аналогичных системах объективного контроля различного назначения, что обусловлено многоступенчатой системой настройки диагностической системы под объект контроля. Предложенные архитектурные решения, алгоритмы и программное обеспечение обеспечивают автоматизацию проектирования систем управления инфраструктурой РКТ в виде распределённых вычислительных сетей на базе отечественных микроконтроллеров. Полученные результаты являются оригинальными, легко масштабируемыми и не имеют аналогов среди отечественных систем в ракетно-космической сфере. Вместе с тем, по своим функциональным возможностям, они соответствуют мировым аналогам.

3. Охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности (РИД), полученные в рамках прикладного научного исследования и экспериментальной разработки

- Программа обработки радиолокационной информации на графическом процессоре // Федеральная служба по интеллектуальной собственности. Свидетельство о гос. регистрации программы для ЭВМ  2014662726 Дата регистрации: 08.12.2014

- Анализатор-транслятор технологических схем АСУ ТП // Федеральная служба по интеллектуальной собственности. Свидетельство о гос. регистрации программы для ЭВМ № 2014662723 от 08.12.2014.

- Транслятор технологических схем MS Visio в формат XML // Федеральная служба по интеллектуальной собственности. Свидетельство о гос. регистрации программы для ЭВМ № 2014662724 от 08.12.2014.

- Программа доступа к электронному каталогу элементов технологического оборудования наземной инфраструктуры РКТ.  Свидетельство о гос. регистрации программы для ЭВМ № 2015610934 от 21 января 2015

- Система поддержки верификации систем функциональных блоков стандарта IEC 61499 на основе Model Checking. Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ №2015616383 от 09 июня 2015 года

- Транслятор XML-описания функциональных блоков   IEC 61499 в код  Prolog Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ №2015616676 от 18 июня 2015 года

- Внутренний загрузчик  ПЗУ главного модуля блока управления наземной инфраструктуры РКТ Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ №2015610767 от 16 января 2015 года

- Система верификации алгоритмов управления, представленных на языке СНДА. Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ №2015610759 от 16 января 2015 года

4. Назначение и область применения результатов проекта

4.1. Область применения: Наземная инфраструктура для ракетно-космической техники.

4.2. Перспективы практического внедрения результатов ПНИ: создание единой базовой платформы управления объектами наземной инфраструктуры для ракетно-космической техники, позволяющая унифицировать технологические процессы подготовки ракетно-космической техники. Возможные потребители ожидаемых результатов:

-     Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) при Российском космическом агентстве.

-     Объединенная ракетно-космическая корпорация (ОРКК).

4.3. Полученные результаты ПНИ (ПНИЭР) позволят решить проблему импортозамещения при построении средств управления наемной инфраструктурой в ракетно-космической отрасли. Кроме того, ПНИ затрагивают вопросы унификации и стандартизации перспективных разрабатываемых систем управления объектами наземной инфраструктуры для ракетно-космической техники.

5. Эффекты от внедрения результатов проекта

Применение типовых решений при построении различных систем управления объектами наземной инфраструктуры РКТ позволяет сократить расходы на разработку, содержание и сервис устройств управления, оптимизировать процесс подготовки специалистов по их эксплуатации.

За счет применения продукции отечественной фирмы «Миландр» скорость обработки информации вырастает в 3 раза (частота микроконтроллера 1986ВЕ91T - 80 МГц, частота применяемого микроконтроллера 1882BE53У ­- 24 МГц), что косвенно повышает скорость реакции системы на внешние воздействия.

Существенно повышается надежность блоков управления за счет резервирования основных узлов и применения новых подходов к контролю целостности передаваемой информации. Благодаря использованию различных стандартизированных протоколов взаимодействия с внешними устройствами растет номенклатура сопрягаемых устройств.

Внедрение технологии экспертных систем объективного контроля сокращает время поиска возникших неисправностей и ошибок в действиях оператора при процессе эксплуатации объектов наземной инфраструктуры.

Кроме того, применение новых методик верификации при разработке стендовой аппаратуры уменьшает время, затрачиваемое на проведение приемо-сдаточных испытаний и сводит к минимуму влияние человеческого фактора.

6. Формы и объемы коммерциализации результатов проекта

Индустриальным партнёром планируется внедрение результатов ПНИ (ПНИЭР) при разработке средств промышленной автоматизации процесса управления оборудованием заправки-слива компонентами топлива перспективных ракет-носителей военного и гражданского назначения, разрабатываемых в Российской Федерации. На макетном образце будут отработаны технические решения, позволяющие построить типовые блоки управления технологическим оборудованием. Так же с использованием предложенных методов верификации алгоритмов управления будет разработана стендовая аппаратура для проведения приемосдаточных испытаний средств промышленной автоматизации процесса управления оборудованием заправки-слива компонентами топлива

7. Наличие соисполнителей

Соисполнители для выполнения ПНИ (ПНИЭР) не привлекались.




Дата создания: 13.01.2016 16:42
Дата обновления: 13.01.2016 17:03